Иванов: «Смерш» внес большой вклад в проведение Нюрнбергского процесса

Советская военная контрразведка «Смерш» внесла большой вклад в подготовку и проведение Нюрнбергского процесса, рассказал начальник Центрального архива Федеральной службы безопасности России Николай Иванов.

После учреждения 8 августа 1945 года Международного военного трибунала заботой отечественных спецслужб и, в частности, военной контрразведки стало обеспечение деятельности и безопасности советской делегации в период ее пребывания в американской зоне, где располагался город Нюрнберг — место процесса над главными нацистскими военными преступниками, отметил Иванов, выступая в четверг в Москве на международном научно-практическом форуме «Без срока давности. Нюрнберг. 80 лет».

«Были установлены контакты с американской оккупационной администрацией — в частности, были высказаны замечания о слабом наблюдении за арестованными при нахождении их в камерах и получены заверения об усилении режима», — добавил начальник ЦА ФСБ.

Такие замечания не были лишними, ведь после оглашения приговора в Нюрнберге бывший начальник Германского трудового фронта Роберт Лей и бывший вице-канцлер, экс-рейхсминистр авиации Герман Геринг сумели покончить жизнь самоубийством, отметил Иванов.

Советские контрразведчики доставили из Советского Союза в Нюрнберг в качестве главных обвиняемых бывшего заместителя министра пропаганды Германии Ганса Фриче и гросс-адмирала Эриха Редера.

«Для решения этой задачи была сформирована оперативная группа во главе с заместителем начальника следственного отдела ГУКР «Смерш» полковником Лихачевым, в состав которой были включены 10 военных контрразведчиков, переодетых в форму красноармейцев. Обвиняемых в самолете сопровождали и следователи, и 1 ноября 1945 года Фриче и Редер были доставлены в Берлин и по акту переданы американским военным властям», — рассказал Иванов.

«Смерш» проводил большую работу по отбору документов для Нюрнбергского процесса, подчеркнул начальник ЦА ФСБ. Так, в декабре 1945 года в наркомат иностранных дел СССР был направлен русский перевод материалов из канцелярии бывшего рейхсминистра восточных оккупированных территорий Альфреда Розенберга о политике на Востоке, в частности на Кавказе за 1942 год, а также перевод немецкого отчета оперативной группы А полиции безопасности и СД (айнзатцгруппы А) об уничтожении еврейского населения на территории Белоруссии, Ленинградской области, Латвии, Литвы и Эстонии за период с 16 октября 1941 года по 31 января 1942 года, добавил Иванов.

Советские военные контрразведчики разыскивали свидетелей зверств немецко-фашистских захватчиков над гражданами СССР, и в обвинительных материалах не только Нюрнбергского, но и других процессов были использованы документы, собранные и подготовленные военными контрразведчиками, отметил Иванов.

«В первые послевоенные годы материалы органов «Смерш» легли в основу доказательной базы на процессах над главными японскими военными преступниками в Токио в мае 1946 — ноябре 1948 годов и в Хабаровске — над бывшими военнослужащими японской армии, обвинявшимися в подготовке и применении бактериологического оружия, в декабре 1949 года», — сказал начальник ЦА ФСБ.

Нюрнбергский процесс закончился суровым приговором и предостережением всем агрессорам, дав отповедь идеологии, политике и практике фашизма, подчеркнул Иванов.

Нюрнбергский процесс — суд над группой главных нацистских военных преступников. Нередко его называют «Судом истории». Проходил в Нюрнберге (Германия) с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале. Перед трибуналом предстали 24 обвиняемых, входивших в высшее руководство нацистской Германии. Все 403 заседания суда были открытыми. Работу трибунала широко освещала мировая пресса, велась прямая радиотрансляция. Из признанных виновными в тяжких преступлениях против мира и человечности 12 приговорили к смертной казни через повешение.Начало истории мирового права: Нюрнбергский процесс — 80 лет спустя11:05 
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *